Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о страхе Божием и о любви Божией

Содержимое Рассуждает Сергей Комаров. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу. Важно знать, что страх Божий — понятие положительное, а не отрицательное.

Святые Отцы о страхе Божьем и смертной памяти

О бодрствовании против искушений О скуке и унынии О должностях и любви к ближним О неосуждении ближнего О терпении и смирении О милостыне О цели христианской жизни Это было в последних числах ноября г.

На вопросы читателей ответил старец Лука (насельник Не будем забывать и то, что все в руках Божиих. Наше дело – оказывать.

Игнатий Брянчанинов , свт. Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1 , что она—Бог 2 , начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой.

Где же дела любви? Где дух Христов в нас? Суетные, глупейшие мы люди! Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть: Преподобный Амвросий Оптинский Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем.

Нектарий. В г. старца Никона арестовали, и он провел три года в лагере, . Спасительно — страх смерти, милость Божия дает время на покаяние.

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор. Бог отвращается от этой жертвы нечистой.

Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий:

Священномученик Сергий Мечев

Сказание о страхе Божием Жил-был человек, привыкший воровать. И если бы он только был беден! Он был человек домовитый, и жена у него была добрая, верующая, были и дети, имелись и волы, овцы, лошади, свиньи, самый разный скот и птица, земля, сады, виноградники, но он был плохо воспитан родителями своими, ибо не мог получить чувства сытости, пока не поест краденого.

Муж тот много раз беседовал с женой своей. Добрая жена говорила ему: Стыда ведь не оберешься перед людьми, если тебя поймают на том, что ты воруешь; все будут осуждать тебя за то, что ты крадешь, ведь у тебя же есть всё, что нужно.

Страх и трепет обдержит душу мою, когда хочу писать о любви Божией. Бедна душа моя, и нет сил описать любовь Господню. И боится душа, и вместе.

Что хочет сказать нам чрез сие святой [апостол]? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания.

“Наставления современных Старцев”

Наставления разных древних отцов Введение Эта брошюра является первой из серии сборников, где мы предполагаем поместить избранные наставления православных отцов-подвижников о христианской жизни. При составлении данного сборника были использованы следующие книги: Из них мы выбрали те наставления, которые применимы для людей, живущих в миру, и опустили наставления, которые преимущественно относятся к монашеским и отшельническим условиям.

Судя по многочисленным дореволюционным книжным каталогам, жития святых и наставления святых отцов были любимым чтением духовно настроенного русского человека.

Феодор Соколов — один из старцев-мирян, которые своими дружно, было у них семеро детей воспитывали их в страхе Божием.

Человек боится болезней, боится испытаний, боится за детей и близких, боится настоящего и боится будущего, боится смерти и боится жизни. Этот сборник, составленный из статей и проповедей современных проповедников и духовных писателей, не только поможет разобраться в причинах наших всевозможных страхов, но и покажет путь избавления от них, чтобы мы смогли найти покой душам нашим, к которому призывает нас Господь.

Ведь нам предстоит много всяческих искушений. Целая жизнь впереди, и враг все время будет преступать и пытаться смутить душу. Поэтому Церковь сразу же предупреждает, что не надо бояться. Преподобных отцов враг часто искушал страхом, подсылал всяких страшилищ, змей. Когда мне пришлось причащать уже незадолго перед смертью одного из наших исповедников, отца Ефросина Данилова — он жил в Зосимовой пустыни и потом 10 лет провел на Колыме, — он сказал мне замечательные слова:

Сокровищница духовной мудрости

Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме:

Взяв его, старец погнался за ними, крича:"Детки! Возьмите то, что вы забыли". .. Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем суде).

Святитель Игнатий Брянчанинов Желающий приступить к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу, указывается нам с одной стороны необъятным величием Существа Божия, с другой - нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх предписывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, которое вполне заменило их, когда явилось Евангелие.

Начало великой науки - деятельного Богопознания - страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. Страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости. Страхом Господним научаемся уклоняться от грехов: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых. Страхом Господним наставляемся на путь заповедей Божиих: Напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия.

Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство - великое приобретение! Уже это рабство - великая свобода!

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его. Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать. Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой.

Все св. Отцы считают, что именно возникновение в человеке страха Божия есть . что есть мука" (старец архимандрит Феофан Новозерски ).

Серафим Саровский, — прежде всего, должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости [Притч. Страх Господень — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. И Сам Бог говорит: Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх [1 Ин. Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:

Путь Отцов

В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу, и чувствует любовь Божию, хотя и страдает телом. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией. Горделивый не хочет жить по воле Божией: И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что чрез болезнь смиряется душа.

Милостью Божие неоднократно довелось посещать Святую . У многих есть страх, что если заботиться только о Небесном, они.

Беседа о страхе Божием 9 октября. Небрежное отношение к святыне от привычки как-то получается. Было это в скиту. Батюшка Варсонофий видит из окна своей келии — один мирянин при входе в скитские ворота снял шапку и так с непокрытой головой идет по скиту. При этом Батюшка сказал: Как страшно, когда небрежное отношение является у человека к святыне. Надо благоговейно относиться к священным и освященным предметам.

Вот епитрахиль, она только немного перешита руками непосвященного человека, и должна быть освящена снова. Обрезки от нее можно употребить на закладки в Евангелие или Псалтирь, и то надо с осторожностью, чтобы впоследствии куда-нибудь они не пошли на неподходящее дело, а то лучше сжечь. Четки не должно брать нечистыми руками и для ночи надо иметь другие; если же, не раздеваясь, ложишься, тогда можно и эти, лишь бы к телу не прикасались.

Бумажки от просфор надо тщательно прятать и сжигать. Надо все делать с благоговением. Иноку надо иметь и голос тихий, и поступь скромную.

10. НАСТАВЛЕНИЯ СВ. ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО. О СТРАХЕ БОЖИЕМ.